Июнь эко



Что нужно сделать и сдать за июнь:

 

 

1. РЕФЕРАТ (ПО СВОЕМУ НОМЕРУ, КОТОРЫЙ В EXEL ФАЙЛЕ НА ПОЧТЕ):

Его нужно будет прикрепить в SDO к разделу «ЗАДАНИЕ 5»

 

2. ПО ТЕМЕ СВОЕГО РЕФЕРАТА СДЕЛАТЬ ДОКЛАД И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРЕ. (это не нужно скидывать в SDO)

 

3. ОТВЕЧАЕМ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС ПОД СВОИМ НОМЕРОМ (ПРИКРЕПЛЯЕМ В sdo К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ 5)

 

 

4. ОТВЕЧАЕМ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС ПОД СВОИМ НОМЕРОМ (ПРИКРЕПЛЯЕМ В sdo РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 5)

ИЭУП Задания для дистанционного обучения 2017 год



Задания по дисциплине «Теория и технологии развития математических представлений» для 941 ду

 

 

Рекомендации по выполнению контрольной работы:

1. Оформить контрольную работу на бумажном носителе.

2. По теме контрольной работы подготовить презентацию к защите во время сессии ( 8- 10 слайдов)

3. Принести на флешке текст контрольной работы с презентацией

4.Темы контрольных работ распределяете по списку.

 

 

Вариант №1

Математические знания в современном мире

Цель: развивать познавательный интерес и расширять кругозор у студентов, уточнить сведения, являющиеся основополагающими при изучении методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Выработать у студентов умение обобщать фактические исторические сведения.

Методические указания:

1. Сделать подборку статей, заметок из периодической печати и информации из интернет- ресурсов о роли математики в жизни современного общества.

2. Написать мини – сочинение о роли математики в жизни современного общества (1-2 стр. А4).

3. Составить план и указать использованную литературу.

4. Сделать презентацию о роли математики в жизни современного общества (8-10 слайдов).

Литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

2. Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. М., 1962, с. 53-65.

3. Депман И. Я. История арифметики. — М., 1965. (19, с 328-342).

4. Гнеденко Б.В. Математика в современном мире. — Мросвещение.1990,-128с.

5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – М.,1974

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988

7. Фрейлах Н.И. Методика математического развития, Москва, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА-М, 2013.

8. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.- М., «Академия», 2000.

9. Интернет- ресурсы.

 

 

 

Вариант № 2

Развивающая среда как источник интереса к познанию математических зависимостей и закономерностей

Цель: Изучить возможности и пути использования структурированных и универсальных дидактических пособий: логические блоки Э.Дьенеша, цветные палочки Кюизенера в развитии математических представлений у детей.

Методические указания:

1. Дать подробное описание универсальным дидактическим пособиям по следующему плану:

Значение логических блоков Э.Дьенеша, цветных палочек Кюизенера для развития логико-математических представлений у детей.

Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей.

Обучение детей логико-математическим играм. Пути использования данных пособий в предматематической подготовке дошкольников.

Подготовить презентацию «Уголок занимательной математики»

Литература:

Альтхауз Дагмор, Дум Эрнс «Цвет, форма, количество» — М., 1981 г.

Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» Москва, Владос, 2004.

Логика и математика для дошкольников / Авт. сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая — СПб, 1996 г.

Фидлер М. «Математика уже в детском саду» — М., 1981 г.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / сос. Столяр А.А., М., 1988 г., с.36

Интернет- ресурсы.

 

Вариант №3

Разработка вопросов формирования математических представлений в трудах отечественных педагогов

Цель: изучение и обобщение опыта советских педагогов конца XVIII – середины XX веков в области дошкольного образования относительно формирования математических представлений детей 3-7 лет.

Методические указания:

1. Необходимо внимательно прочитать соответствующие разделы методической литературы.

2. Познакомиться с предлагаемыми вопросами-заданиями и найти на них ответы желательно во всех источниках, с которыми знакомитесь.

3. Систематизировать и обобщить материал, имеющийся в различных источниках, составив подробный и доказательный ответ на вопрос-задание.

4. При анализе взглядов Е.И.Тихеевой необходимо заполнить таблицу противоречий. В правой ее части могут быть или цитаты из работ педагога или Ваши собственные мысли, обобщения, рассуждения. То, что находится в левой части таблицы, с точки зрения современной педагогики мы принимаем как отрицательную позицию. Для того, чтобы заполнить правую часть, надо найти взгляды или действия Е.И.Тихеевой, которые опровергали бы указанные положения теории.

Например:

5. коллективные занятия с дошкольниками недопустимы, т.к. «…в них всем детям навязывается то, к чему не лежит душа отдельного ребенка…»

5. Е.И.Тихеева создавала и самолично организовывала дидактические игры с подгруппой детей, утверждая, что таким образом развивается чувство коллективизма и дух соревнования.

5. Обязательно важно ответить на итоговый вопрос всей работы.

План:

1. Особенности методической системы Е.И.Тихеевой.

1) Педагогические труды.

2) Условия формирования числовых представлений.

3) Дидактический материал для формирования математических представлений.

4) Объем математических знаний дошкольников.

5) Принципы обучения детей математике.

6) Противоречия во взглядах. Продолжить заполнение таблицы:

 

Отрицательные взгляды

Положительные взгляды

1. «…из занятий должно быть радикально исключено всякое формальное систематическое обучение…все числовые представления…он (ребенок) должен извлечь из жизни».

1.

2. «…учить детей дошкольного возраста счислению недопустимо… Играя, работая, живя, он непременно самолично научится считать…»

2.

3. ребенок освоит математические знания, «.. если мы, взрослые, будем при этом его незаметными пособниками и руководителями…»

3.

 

4. Развитие ребенка «…не должно стеснять никакими рамками…» (о программе).

4.

5. коллективные занятия с дошкольниками недопустимы, т.к. «…в них всем детям навязывается то, к чему не лежит душа отдельного ребенка…»

5.

7) В чем Вы видите причины противоречий?

2. Программа Ф.Н. Блехер по математике для советского детского сада.

1) Основная книга Ф.Н.Блехер и ее функции.

2) Психологические основы обучения детей математике, положенные в основу программы.

3) Содержание обучения математике.

4) Пути реализации программных задач.

5) Пути формирования количественных представлений.

3. Научно-обоснованная дидактическая система А.М. Леушиной.

1) Основная форма обучения.

2) Основы дидактической системы.

3) Методическая концепция формирования числовых и количественных представлений.

4) Использование положительных сторон монографического и вычислительного методов.

Какие общие взгляды, методические приемы Вы находите в трудах Е.И.Тихеевой, Ф.Н. Блехер и А.М. Леушиной? Насколько соответствуют их дидактические системы принципам современной педагогики?

Литература:

1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. – М., 1948.

2. История методики развития элементарных математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6-ти частях. //Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. — СПб, 1993.

3. Михайлова З.А., Е.И.Тихеева о развитии математических представлений у детей.// Становление теории и практики дошкольного воспитания. – Л., 1991.

4. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Вклад А.М. Леушиной в разработку содержания и методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников.//Формирование системы знаний и умений у детей дошкольного возраста. – Л.,1987.

5. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. – Л., 1988.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.// Под ред. А.Столяра. – М.,1988, стр. 13 – 27.

7.Фрейлах Н.И. Методика математического развития, Москва, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА-М, 2013.

8.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.- М.,1998, стр. 41 – 54.

9.Интернет- ресурсы

 

 

 

Вариант № 4

Составление аннотирования и сравнительной характеристики вариативных программ по дошкольному образованию (формирование элементарных математических представлений)

Цель: расширение представления о системе математического развития детей в условиях вариативности программ

Методические указания:

1. Выбрать одну из вариативных программ и составить на неё аннотацию по следующим вопросам:

название программы и её авторы;

кому данная программа адресована;

основное целеполагание программы и принцип её построения;

структура программы и основные направления содержания в вопросах воспитания и обучения детей.

2. Выбранную программу сравнить с Программой воспитания и обучения «От рождения до школы» по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей по следующим позициям:

место формирования элементарных математических представлений в структуре программы (точное название данного раздела);

составные компоненты раздела;

краткая сравнительная характеристика содержания математических представлений: что общего и в чём различие.

3. Дать свою оценку вашего приоритета той или иной программе.

Сравнительная характеристика содержания математических представлений может быть дана в виде таблицы или презентации.

 

Литература:

1.Петерсон Л.А. и др. «Игралочка».

1. Петерсон Л.А. «Раз ступенька, два ступенька».

2. Программа «Детство»/под ред. Михайловой З.А. и др. — СПб.

3. Программа «Из детства в отрочество»/под ред. Ерофеевой Т.И.

4. Программа «Истоки»/под ред. Парамоновой Л.А.

5. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред. Вераксы Н.Е. и др. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.

6. Программа «Успех».

7. Программа «От рождения до школы».

9.Фрейлах Н.И. Методика математического развития, Москва, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА-М, 2013.

 

 

Вариант №5

Использование дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Цель: Определить методы эффективного использования дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Методические указания

1. Ответить письменно на вопрос:

Дидактические игры по ознакомлению с правилами дорожного движения.

2. Составить картотеку на методическую литературу по ознакомлению с правилами дорожного движения.

3. Составить конспект игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения.

 

Литература:

1. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» Москва, Владос, 2004.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. «Математика для дошкольников» — М., 1992 г.

3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. «Обучение математике в детском саду» — М., 1997г.

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» — М., 1984 г.

5. Щербакова Е.И. «Методика обучения в детском саду» — М., 1998 г.

6. Фрейлах Н.И.Методика математического развития, М, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА –М,2013

7. Интернет- ресурсы.

 

Вариант № 6

Составление картотеки на дидактический наглядный материал в дошкольных образовательных учреждениях

Цель: систематизация знаний студентов о месте дидактического наглядного материала в работе с дошкольниками

Методические указания

1. Познакомиться с имеющимся материалом в группе и переписать его.

2. Распределить дидактический наглядный материал по его видам и содержанию:

по использованию: демонстрационный материал, раздаточный материал;

по содержанию: предметная наглядность, иллюстративная наглядность, графическая наглядность, специфическая наглядность.

3. Проанализировать наличие дидактического наглядного материала по следующим позициям:

соответствие его возрастной группе;

достаточность его количества как для демонстрации, так и для детей;

разнообразие материала;

эстетичность его оформления.

 

Примерная таблица для определения содержания дидактического наглядного материала

По использованию

демонстрационный

раздаточный

Кол-во

Кол-во

По содержанию

Предметная наглядность

Иллюстративная наглядность

Специфическая наглядность

Графическая наглядность

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

4. Дать оценку дидактическому наглядному материалу и определить пути его совершенствования (т.е. ваши предложения).

 

 

 

 

Вариант №7

Планирование организованной образовательной деятельности с детьми третьего года жизни по овладению практическими действиями с множествами

Цель: актуализация системы знаний о формировании начальных количественных представлений у детей раннего возраста.

 

Методические указания:

Составить 5-6 мини-занятий по формированию количественных представлений у детей третьего года жизни.

Требования к составлению мини-занятий:

учитывать количественные понятия в соответствии с Программой воспитания и обучения;

учитывать специфику отбора дидактического наглядного материала;

предусмотреть организацию детей в соответствии с их возрастными особенностями: в игровой форме;

предусмотреть практические действия детей с множествами;

предусмотреть возможную интеграцию с продуктивными видами деятельности и развитие интегративных качеств ребёнка.

План составления конспекта занятия:

1. Программное содержание — формулировка соответствует Программе воспитания и обучения.

2. Дидактический наглядный материал — конкретные предметы и их количество.

3. Ход занятия:

подготовка рабочего места;

организация детей, методические приёмы привлечения внимания детей и начало занятия;

подробное описание проведения занятия в прямой речи: рассматривание, действия воспитателя, комментирование действий, вопросы и задания детям, комментирование действий детей, обобщение ответов детей, окончание занятия.

Литература:

Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада/сост. С.Н.Теплюк — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А.Обучение математике в детском саду. М.,1997.

2. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред. Н.Е.Вераксы и др. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.

3. Ребёнок третьего года жизни/под ред. С.Н. Теплюк — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

4. Сербина Е.В. Математика для малышей. — М.,1992.

5. Интернет-ресурсы.

Вариант № 8

Планирование работы по математическому развитию детей в самостоятельной познавательной деятельности детей

Цель: формирование умений планировать работу с дошкольниками по математическому развитию детей в повседневной жизни.

Методические указания:

1. Возрастная группа определяется по выбору студента.

2. Планирование работы разрабатывается на 2 недели: 3-4 вида работы на неделю.

3. Дни недели и половина дня определяются условно.

Например: понедельник, 1-ая половина дня, утренний приём среда, 1-я половина дня, прогулка пятница, 2-ая половина дня, игровая деятельность.

4. Виды работ могут быть:

индивидуальная работа;

с подгруппой детей (игровые ситуации для младших дошкольников, дидактическая игра разного вида, проведение опыта или эксперимента);

коллективные игры (сюжетно-ролевые, подвижные);

поручения, дежурства в процессе режима.

5. Содержание работы желательно подбирать на разные математические понятия.

6. Описание проведения работы:

задача;

дидактический наглядный материал (кроме организации игровых ситуаций, сюжетно — ролевых игр);

методические приёмы: форма организации (игровое упражнение, дидактическая игра и т.д.), задания, вопросы.

7. При организации игровой ситуации или сюжетно-ролевой игры: название, задачи и приёмы использования способов действий.

Схема комплексного планирования:

1. Возрастная группа

2. Указание   месяца (октябрь-апрель)

3. Программные задачи, поставленные на данный период времени

Примерная   схема

 

 

 

 

Вариант № 9

Систематизация особенностей организации совместной деятельности воспитателя и детей (занятия) по формированию элементарных математических представлений в разных возрастных группах

Цель: обобщение знания студентов об организации совместной деятельности воспитателя и детей по математическому развитию в разных возрастных группах.

Методические указания:

1. Составление таблицы организации совместной деятельности воспитателя и детей (занятий) по математическому развитию в младшей, средней и старших группах. Старшие группы включают работу с детьми шестого и седьмого года жизни.

2. В организации занятий в средних и старших группах отмечать только усложнения по сравнению с предыдущими группами, то новое, что не проявлялось ранее.

Содержание таблицы:

Организационные моменты

Организация детей и начало

занятия

Дидактический наглядный

материал

Методы обучения

Приёмы итога занятия

 

 

Кол-во занятий

в неделю.

Длительность.

Месяцы на

повторение материала.

Виды занятий.

Форма

организации.

Варианты посадки

детей.

По использованию:

демонстрационный

раздаточный

По содержанию:

(конкретизировать)

Когда лучше

раздавать

материал (до

начала занятия или

в ходе его

проведения).

Количество

предметов для

счёта на одного ребёнка.

По

каждой группе

методов выделить ведущие

Возможные

варианты

окончания

занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 10

Дидактические средства по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с часами

Цель: Определить содержание, задачи и методы эффективного использования дидактических средств для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о часах.

Методические указания:

1. Ответить письменно на вопрос:

Методика обучения старших дошкольников умению пользоваться часами.

2. Составить картотеку на методическую литературу по ознакомлению с часами.

3. Составить конспект игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с часами.

 

Литература

1. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» Москва, Владос, 2004.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. «Математика для дошкольников» — М., 1992 г.

3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. «Обучение математике в детском саду» — М., 1997г.

4. Локоть Н. «Объемная модель: использование ее при формировании временных представлений у дошкольников»// Дошкольное воспитание — 1991г., № 1

5. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» — М., 1984 г.

6. Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» — М., 1999г.

7. ФЭМП у дошкольников / под ред. Столяра А.А. — М., 1988 г.

8. Щербакова Е.И. «Методика обучения в детском саду» — М., 1998 г.

9. Щербакова Е.И. «Формирование временных представлений»// Дошкольное воспитание — 1988 г., № 3

10. Фрейлах Н.И.Методика математического развития, М, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА –М,2013

11. Интернет- ресурсы.

 

5. Дать оценку дидактическому наглядному материалу и определить пути его совершенствования (т.е. ваши предложения).

Вариант №11

Составление конспекта организованной образовательной деятельности по формированию количественных представлений во второй младшей группе

Цель: умение планировать конспекты занятий с учетом особенностей возраста, группы. Использование методов и приемов по формированию количественных представлений у детей четвертого года жизни. Умение проводить методический анализ занятий.

Литература:

1. Помораева И.А., Позина В.А. Планы занятий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред. Н.Е.Вераксы

3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2010.

4. Фрейлах Н.И.Методика математического развития, М, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА –М,2013

5. Интернет-ресурсы.

Методические указания:

1. Разработать 4 последовательных фрагмента конспектов совместной деятельности воспитателя и детей (занятия) в соответствии с программными задачами для детей второй младшей группы по разделу «Количество».

2. Проанализировать составленные фрагменты занятия по следующим критериям: использование методов и приемов в соответствии с задачами и возрастом детей, определить уровень формирования ООД (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответ­ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

 

Вариант №12

Изготовление игр по развитию количественных представлений у детей средней группы

Цель: умение изготавливать пособия с учетом программных задач по разделу «Количество и счет», особенностей возраста и группы, проявляя творчество. Формировать навыки работы с методической литературой

Методические указания:

1. Составить картотеку дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы.

2. Изготовить одну дидактическую игру по развитию количественных представлений у детей средней группы.

3. Приложить описание данной игры.

 

Литература:

1. Помораева И.А., Позина В.А. Планы занятий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред. Н.Е. Вераксы, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2010.

3. Фрейлах Н.И.Методика математического развития, М, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА –М, 2013

4. Интернет-ресурсы.

 

 

Вариант №13

Роль разнообразных дидактических средств в формировании предпосылок вычислительной деятельности у старших дошкольников

Цель: определить условия, пути и методы более эффективного использования разнообразных дидактических средств для формирования предпосылок вычислительной деятельности у детей.

Методические указания

1. Разработать конспект с использованием разнообразных дидактических средств при обучении решению арифметических задач.

2. К конспекту занятия приложить разные виды наглядности (модели, схемы, таблицы, фотографии).

3. Провести исследование 3-4 детей по усвоению материала по решению арифметических задач. Итоги оформить в таблицу

Дата исследования

ФИ ребенка

Задания

Ответы

 

 

Составь задачу по картинке

 

 

 

Расскажи, как ты решил эту задачу?

 

Сделать выводы по результатам исследования

Литература

1. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» — М.., Владов, 2004 г.

2. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. «Обучение математике в детском саду» — М., 1997г

3. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников» — М., 1992 г.

4. Житомирский В., Шеврин Л. «Математическая азбука» — М., 1984 г.

5. «Логика и математика для дошкольников» сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая — СПб, 1996 г.

6. «Математическая подготовка в детский сад» / под ред. Даниловой В.В. — М., 1987

7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / по ред. Столяра А.А. — М., 1988 г.

8. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду» — М., 1998 г.

9. Фрейлах Н.И.Методика математического развития, М, ИД «ФОРУМ» — ИНФРА –М,2013

10. Интернет – ресурсы.