Основные доклады Стива Джобса

     Одной из причин, благодаря которым Стив Джобс стал иконой в мире технологий, является его способность создавать шоу. Его выступлений ждали миллионы поклонников Apple по всему миру. С самого основания Apple шоу являлись основной частью маркетинговой стратегией компании. И всё-таки после возвращения Стива в 1997-м их шоу-программы заиграли с новой силой, и вышли на новый уровень.

     Как правило, Стив Джобс выходит на сцену, и после предоставления информации текущих делах в компании, и в каком направлении они двигаются, представляет новые продукты, которые сражают наповал фанатов и средства массовой информации. Каждый новый продукт ждут с невероятным волнением и нетерпением, именно для этого перед раскрытием продукта все блоги и сайты полнятся слухами и домыслами на счёт будущей новинки от Apple.

     Когда Стив вернулся в Apple, он делал от пяти до восьми таких выступлений в год (например, в 1999-м он выступил семь раз: Macworld в Сан-Франциско, Macworld в Токио, Macworld в Нью-Йорке, на всемирной конференции разработчиков (WWDC), Seybold в Сан-Франциско, Apple Expo, и на специальном мероприяти для iMac). Однако эта закономерность изменилась в последние годы. Сейчас осталось только одно такое шоу - это полуоткрытая для публики WWDC, проводящаяся каждое лето в Сан-Франциско. Она открыта не для всех, чтобы туда попасть, нужно быть зарегистрированным разработчиком Apple и заплатить солидную цену. Все публичные шоу ушли в прошлое: главное Macworld в Сан-Франциско, которое проводили в Moscone Center в январе каждого года; Macworld в Токио в феврале; Macworld в Нью-Йорке в июле; Seybold (конференции издательского дела) в августе; и Apple Expo Paris в сентябре. Сейчас Apple проводит собрания, которые называют «специальные события» и проводятся только для СМИ. Стив же перед меньшей аудиторией всегда выступает в одних и тех же местах (the Cupertino De Anza Auditorium, the Cupertino Flint Center for the Performing Arts, the San Francisco Yerba Buena Center, the San Jose Auditorium или даже Apple’s Town Hall Auditorium в кампусе Купертино).

     Снижение частоты публичных выступлений Стива связано с несколькими факторами.

     Во-первых, с появлением широкополосного доступа в интернет, любое шоу теперь могут смотреть онлайн по всему миру, что было невозможно в конце 1990-х, когда Стив был вынужден лично приезжать для представления продуктов Apple для клиентов и СМИ по всей стране и за рубежом. Вот почему многие оказались очень похожими друг на друга (например, Macworld в Сан-Франциско и в Токио проходили с разницей всего в один месяц).

     Вторая причина заключается в так называемом эффекте Осборна – клиенты перестают покупать продукцию за месяц до какого-либо события, в ожидании потенциально новых продуктов, которые сделают ранние покупки уже устаревшими. Это стало губительным для бизнеса.

     Третья причина исходит от самой Apple. Компания владеет более чем 200-ми магазинами, которые за каждую неделю привлекают больше посетителей, чем 100 Macworld’ов. Для потенциальных и уже существующих клиентов они гораздо более эффективно продвигают продукты Apple. 


Поле искажения реальности

     Поле искажения реальности или RDF – это термин инженера Apple Баррела Смита, который описывает харизму Стива Джобса и его способность убедить вас в чём угодно. Журналист Алан Дойчман описал: «Что действительно захватывает вас – это направление его разговора – что-то в ритме его речи и невероятный энтузиазм, направленный на что-угодно – и это просто заражает вас». Это один из элементов очарования Стива, наряду с его тонким юмором, набор удивительных гостей, его прекрасное чувство ритма, а также его собственное заразительное волнение по поводу будущих открытий. Сестра Стива Мона Симпсон написала в своём романе «Обычный парень», что Стив флиртует со своей аудиторией. А один из его давних друзей, Алан Кей, сказал после представления Джобсом iPhone: "Стив чувствует желания людей". И знает, как правильно использовать эти желания.

     Такие доклады являются неотъемлемой частью работы Стива в Apple. Он – главный продавец в компании. А NeXT он назвал так потому, что компания заключала сделки только после того, как Стив лично побеседует и убедится в потенциальности клиентов. Именно в NeXT Стив отточил своё ораторское искусство, к которому мы так привыкли. Тогда он изобрёл свои традиционные приёмы – использование чёрного и белого градиента на слайдах, а также его типичные фразы типа «оно просто работает».

     Бывший сотрудник компании Apple Майк Евангелист написал несколько статей на эту тему в своем блоге. Особенно выделяется «Волшебник сцены - за ширмой со Стивом Джобсом», в котором он показывает, что свои речи Стив подготавливает за несколько месяцев до события. Их гениальность в том, что они кажутся такими естественными, когда ты их слушаешь. Всё, что вы ощущаете - это магическое прикосновение Джобса. И этим не возможно не восхититься.

     Во всех своих речах и интервью журналистам он использует местоимение «мы». Он почти никогда не говорят «я», но на самом деле в 90% случаев, используя «мы», он имеет в виду «я». Это стало особенно заметно, когда во время интервью на D5, в то время как Стив рассказывал анекдот про первые дни Apple, Уолт Моссберг спросил его: «Кто мы?» и Стив ответил: «Ладно, я». В романе Моны Симпсон о своем брате, мы узнаём, что эта привычка была и в повседневной его речи.